ИСТОРИЯ ХРАМА

Храм Святителя Николая Чудотворца в селе Джалман (Пионерское) имеет интересную и тяжелую судьбу.
           
         


 Во славу Господа, для блага людей…
В клировой ведомости за 1896 г., хранящейся в Крымском Государственном архиве имеется следующая запись: «Церковь-школа построена в 1895 году тщанием Симферопольского мещанина Иоанна Петрова во ознаменование бракосочетания Благочестивейше­го Государя Императора Николая Александровича со Благочестивейшей Государыней Императрицею Александрою Феодоровною».
                     
Помимо храма Иван Петров построил школу (ныне в ней расположено почтовое отделение с. Пионерское) и больницу (старые строения больницы расположены за зданием сельской стоматологии). Постройка Свято-Никольской церкви началась в 1894 году. Иван Петров строил храм на своей земле, по соседству с собственным домом, который сохранился и до наших дней. Живут в селе Пионерское и сейчас потомки этого  замечательного человека-мецената.
Хозяйка имения «Джалман» графиня Анна Федоровна Монжене в 1896 году подарила храму усадебный участок 209 саженей. А  князь Николай Сергеевич Долгорукий (хозяин соседнего имения Эски-Сарай) в том же году пожертвовал десятину 408 саженей земли. Храм был сделан в византийском стиле, крестообразный в плане, с небольшим куполом, с жестяной крышей и каменной колокольней высотой 25 аршин. Преосвященный Мартиниан, епископ Таврический и Симферопольский 14 ноября 1895 года освятил храм во имя Николая Чудотворца и во ознаменование бракосочетания императора Николая Александровича с императрицей Александрой Федоровной.

                  

                               
Год спустя в ограде храма был похоронен жертвователь Иван Петров, его могила сохранилась до наших дней. На могильной плите, которая сохранилась до наших дней и находиться у южной стены храма,  сделана надпись: «Здесь покоится прах строителя  церкви и школы Симферопольского мещанина Ивана Петровича Петрова, скончавшегося на 56 году жизни в 1896 году 5 апреля». 
Могила строителя храма Ивана Петрова
                                           
Прихожанами храма стали жители близ­лежащих сел Ангары, Аян, Буры, Буки, Вейрата, Мамут-Султана, Кильбуруна, Эски-сарая - всего 26 сел, жители которых прежде были прихожанами Петро-Павловского собора крымской столицы. Из Петро-Павловского же собора был переведен в Джалман и первый священник Свято-Николаевской церкви иерей Алексей Богданов. В начале ХХ века в школе, построенной на средства Ивана Петрова, обучалось 45 детей, а прихожан у храма было 2600 человек. В 1903 году к храму была пристроена колокольня с пятью колоколами весом 15 пудов 30 фунтов, 6 пудов 5 фунтов, 1 пуд 30 фунтов, 31 фунт и 22 фунта.  Автором церкви и колокольни мог выступить епархиальный архитектор Х. К. Васильев.

Примечательным является тот факт, что Джалманский Свято-Николаевский храм создавался как церковь-школа. Училищное здание было сооружено раньше храмового, но после освящения церкви в 1895 году занятия проходили в церковном здании, так как помещение самой школы вынуждена была занять семья священника из-за отсутствия отдельного дома для причта. Год спустя князь Н.С. Долгорукий выде­лил участок своей земли под новое здание школы, а в 1898 году на средства князя было построено новое удобное здание, в котором церковно-приходская школа и просуществовала до революции.
В Джалманской школе при церкви обучалось от 40 до 90 мальчиков и девочек (число учеников из года в год меня­лось). Попечителями школы состояли сначала запасной по­ручик Василий Андреевич Шлейфер, а затем потомственный дворянин Георгий Васильевич Попов – крупный помещик, владелец поместья в д. Тавель.
В 1897 г. при Джалманской церковно-приходской шко­ле была открыта школа грамоты. В ней обучалось в первом учебном году 25 мальчиков и 16 девочек. К Джалманской Николаевской школе были приписаны также школа в де­ревне Вейрат – имении помещика Александра Кесслера, им выстроенная и содержавшаяся на его средства; школа в де­ревне Ангара – в имении Н.Н. Гротен, выстроенная на средст­ва помещика, но содержавшаяся за счет земства; открытая в 1905 г. Ольгинская школа в деревне Шумхай, построенная землевладельцем Г.В. Поповым.

Первый настоятель храма. Расцвет обители
Именно эта задача – первоначального образования и воспитания детей в южном районе Симферопольского уезда – и    определила    выбор    первого    священника    для    Свято-Николаевской церкви-школы д. Джалман. Им стал иерей Алексей Богданов. Приведем те сведения, которые он сам изложил о себе в Клировой ведомости за 1909 год, сообщая свой послужной список в Таврическую Духовную Консисто­рию: "Священник Алексей Павлов Богданов родился в за­штатном городе Старом Крыму Феодосийского уезда 1 марта 1851 года в семье колониста (болгарина). Получил домашнее образование".
Через три года в звании псаломщика Алексей Богданов был приписан к Александро-Невекому молитвенному дому уезда. В октябре 1872 года он был перемещен в Константино-Еленовский молитвенный дом Феодосийского уезда, а че­рез четыре года назначен в Симферопольскую Преображен­скую церковь. В это время он уже был женат на Доминикии Андреевне и имел сына Павла (родился в 1872 году), кото­рый со временем окончит Варшавский Ветеринарный инсти­тут и будет работать врачом в Феодосийском уезде.
С августа 1877 года двадцатишестилетний псаломщик подвизался на трудах в Успенской церкви родного города Старый Крым. Именно здесь он и был рукоположен во диа­кона 14 июня 1881 года. 16 августа 1882 года епископ Тав­рический и Симферопольский Гермоген переместил диакона Алексея на "псаломщицкую вакансию к Симферопольской Петро-Павловской церкви". Через три года "по прошению причта Симферопольской Петро-Павловской церкви, указом Таврической Духовной Консистории за № 4252 определен штатным диаконом к Петро-Павловской г. Симферополя церкви".
       3 декабря 1895 года епископ Таврический и Симферо­польский Мартиниан рукоположил диакона Алексея Богда­нова во священники с назначением его в Свято-Николаевскую церковь д. Джалман. В это время ему уже было 44 года, он имел богатый опыт не только церковной жизни, но и педагогической работы. Почти десять лет, начиная с 1886 года, диакон Алексей был законоучителем при церковно-приходских школах Петро-Павловского   собора.  
По   представлению   епархиального начальства и определением Святейшего Синода за особое усердие в преподавании Закона Божия "награжден книгой "БИБЛИЯ» от Святейшего Синода выдаваемую" 31 августа 1892 года. В следующем году за усердное преподавание был поощ­рен денежным вознаграждением в размере 45 рублей.
С января 1896 года о. Алексей Богданов состоял заве­дующим и законоучителем Джалман-Кильбурунской цер­ковно-приходской школы. На следующий учебный год был утвержден также в должности законоучителя Вейратского сельского училища. В 1899 году о. Алексей назначается членом Симферопольского уездного отделения Таврического Епархиального Училищного Совета. С 1900 года, преподает Закон Божий и в земской школе д. Ангара – имении Н.Н. Гротен.
Помощниками священника Алексея Богданова были люди, сведения о которых также можно найти в Крымском Государственном архиве. Вспомним и о них. Сын симферопольского мещанина из третьего класса Симферопольского духовного училища Владимир Николае­вич Спиридонов, был принят в духовное звание и состоял церковником при Симферопольском Александро-Невском кафедральном соборе. С октября 1896 года был переведен в Свято-Николаевскую церковь исполняющим обязанности псаломщика. В это время Владимиру Спиридонову было 18 лет. В 1900 году епископом Таврическим и Симферополь­ским Николаем он был утвержден псаломщиком Свято-Николаевской церкви. Три года (с 1896 по 1899) был учите­лем школы Грамоты при Джалман-Кильбурунской церковно­приходской школе, а с 1 сентября 1899 года утвержден вто­рым учителем церковно-приходской школы. В Джалманском приходе он приобретал опыт и церковный, и преподаватель­ский. Владимира Спиридонова сменил Порфирий Евстафьевич Ковалев. Он родился в Днепропетровском уезде в кре­стьянской семье. Окончил курс в Перекопском трехклассном училище в 1906 году. Некоторое время исполнял обязанно­сти учителя Богайской церковно-приходской школы Евпато­рийского уезда. В январе 1908 года Порфирий Ковалев дер­жал экзамены в Перекопском училище на звание учителя народных училищ и получил свидетельство, после чего и на­значен псаломщиком в Джалман и являлся вторым учите­лем, церковно-приходской школы.
В 1896 году здесь учительствовал бывший псаломщик Полтавской епархии Александр Кузема. В 1898 году состоял при школе учителем сын священника Петр Семенович Зы­ков, окончивший курс Могилевской Духовной Семинарии. Не один год трудилась в Джалмане на поприще воспи­тания детей выпускница Таврического Женского Епархи­ального училища, дочь священника, Екатерина Михайловна Маркова. С 1909 года в Джалманской школе преподавала "имеющая свидетельство на звание учительницы Олимпиада Михайловна Петрова". В Ольгинской церковно-приходской школе трудилась "окончившая курс Одесского епархиально­го Духовного училища, дочь священника Анна Николаевна Жежеленко". В течение многих лет, начиная с мая 1896 года, цер­ковным старостой состоял при Свято-Николаевской церкви симферопольский мещанин Стефан Корнильевич Бурый.
Джалманский приход выписывал такие периодические издания, как "Таврический Епархиальный Вестник", "Рус­ский Паломник", "Церковные ведомости", "Руководство для сельских пастырей", "Миссионерское обозрение". Простым был почтовый адрес причта – Таврической гу­бернии, Симферопольского уезда, станция Мамут-Султан.
В начале XX века к церкви святителя Николая были приписаны 1331 человек мужского пола и 1327 женского. Из них: духовных лиц – 5, дворян – 32, мещан – 1807, кре­стьян – 814, всего более 2600 человек. А в 1896 году на по­рядок ниже: 1820 человек. Именно в том, 1896 году, Благо­чинный Симферопольского округа священник Феодор Сукованченко в "Отчете о состоянии Благочиния... за II-е полу­годие 1896 года» сообщает о необходимости назначения ка­зенного жалования духовенству Свято-Николаевской церкви селения Джалман-Кильбурун. Уже с 1 января 1897 года причту "было назначено жалование от казны, священнику – 300 рублей, а псаломщику – 100 рублей». В Крымском архи­ве хранится рапорт причта Джалман-Кильбурунской церкви в Таврическую Духовную Консисторию, датированный 1903 годом, текст которого небезынтересно привести полностью: "Долг имеем почтительно донести Таврической Духов­ной Консистории, что следуемое причту Джалман-Кильбурунской Свято-Николаевской церкви за I-е полугодие сего 1903 года казенное жалованье в количестве сто девяносто шесть рублей из Таврического губернского Казначейства причтом получено сполна, а именно: Священник Алексей Богданов  – 147 р., псаломщик Владимир Спиридонов – 49 р., а всего 196 р.».
Священник Алексей Богданов в связи с увеличением притока прихожан в начале XX века подъял труды по рас­ширению храма и сооружению новой колокольни. По его ходатайству 13 июня 1902 года Таврическая Духовная Кон­систория выслала проект и смету в адрес строительного от­деления Таврического Губернского Управления на постройку колокольни при Свято-Николаевской церкви с. Джалман-Кильбурун Симферопольского уезда. Уже через пять дней проект инженером Ивановым был не только рассмотрен, признан составленным правильно, но и утвержден. Камен­ную двухъярусную колокольню, расширившую площадь храма, освидетельствовал губернский архитектор В.А. Геккер и заключил, что "новая колокольня построена прочно и хорошо, из материалов надлежащего качества и размеров, согласно проекта на постройку". При осмотре выстроенной колокольни 7 июня 1903 года присутствовал, как и полага­лось, священник Алексей Богданов.
В конце того же 1903 года при многолюдном присутст­вии прихожан, и гостей колокольня была освящена. На но­вой звоннице разместилось 5 колоколов: 6 пудов 5 фунтов, 5 пудов 80 фунтов, 1 пуд 30 фунтов, 31 фунт и 22 фунта. Теперь церковь Святителя Николая стала архитектур­ной доминантой над окружающей застройкой, хорошо просматриваясь со многих точек обзора. Высота колокольни достигала почти 18 метров (17,78), а высота внутри храма в это время достигала 5 аршин. Площадь церкви составляла 90 кв. сажен, площадь двора – 100 кв. сажен. Каменный дом для причта состоял из четырёх жилых комнат общей пло­щадью 72 кв. сажен. Было и подсобное помещение – сарай – 10 кв. сажен. Приходу Свято-Николаевской церкви принад­лежали 8/4 десятин дарственной земли с домом и кузницей. 
Доска, найденная при ремонте пола храма, заложенная строителями в 1902 году.
В те годы прихожанин, являясь в Свято-Никольский храм на богослужения, через арочный вход сначала попадал в притвор длиною 4 м 20 см, над которым возвышалась двухъярусная колокольня, а потом проходил в молельный зал, длина которого составляла 10 м 80 см и ширина 7 м 90 см. Алтарь размещался в трехгранной апсиде и был отделен от среднего храма одноярусным иконостасом. Сохранилась архивная регистрационная учетная кар­точка за 1923 год, которая содержит описание Свято-Николаевской церкви в деревне Джалман-Кильбурун: "Храм каменный, выстроен в 1895 году, имеет кресто­образный вид, жестяную крышу, здание прочное. К храму пристроена каменная колокольня  25  аршин с маленьким куполом".
Строительный опыт о. Алексея Богданова при сооруже­нии колокольни пригодился и в других, местах: в сентябре 1904 года он был назначен членом Строительной комиссии по постройке больницы Симферопольского духовного учи­лища. За труды по постройке больницы указом Таврической Консистории ему была объявлена благодарность. Отец Алек­сей имел традиционные священнические награды, но кроме них и серебряные медали – «на Александро-Невской ленте за службу в царствовании Императора Александра III и в ознаменование двадцати пяти лет церковных школ на двой­ной – Владимирской и Александровской ленте».

В жерновах кровавого лихолетья
После революции и Гражданской войны Джалманская церковь Святителя Николая разделила участь тысяч православных храмов Святой Руси, подвергшихся разграблению большевистскими безбожниками. Подробно занесены в документы, хранящиеся в архивах, факты грабежа и разорения Свято-Николаевского храма в годы Советской власти, совершенные людьми, обслуживающими ее вандальные дела. Так, 22 мая 1922 года, когда приход храма Святителя Николая в очередной раз собрался отпраздновать свой престольный праздник, Центральная комиссия по изъятию церковных ценностей совершила откровенное надругательство над рели­гиозными чувствами верующих. В этот день были конфискованы богослужебные святыни Джалманской церкви: из се­ребра 84 пробы – два настольных креста, обложки с малого Евангелия и большого Евангелий, четыре ризы с малых икон, два кадила, две чаши, два ковшика, две тарелочки, лжица, звездица, дискос, купель.
С древнейших времен сложилась в Православной Церкви традиция все лучшее по­свящать и отдавать Богу. Через Херсонес Таврический эта традиция из Византии пришла на Русь, была усвоена всеми русичами от пахаря до самодержца и созидала благолепие наших храмов и монастырей. Через драгоценно украшенные богослужебные предметы, золотое шитье священнических облачений, высокохудожественную иконопись, вызолочен­ную резьбу иконостасов, киотов, церковной мебели выража­лось народное чувство любви к своему Богу – Господу наше­му Иисусу Христу. Русский народ, всегда имевший в своей душе развитое эстетическое чувство, со свойственной ему щедростью заботился о благоукрашении богослужений. Святая Русь строилась на принципе, пришедшем к нам из глубины веков: то, что посвящено Богу, не может принадлежать человеку.
Но нашествие святотатцев-богоненавистников на нашу землю, глумливо вытравлявших из нашего народа благого­вение перед святыми устоями, цинично попиравших наши национальные святыни, к несчастью, дало всходы, распло­див и в среде русского народа предателей обычаев родной старины, обычаев отцов и дедов. Джалманский приход поре­дел. Новые идеи материального "процветания" отвлекали от церковной жизни молодежь. Находилось все больше людей, которые извечное церковное понимание человека, как образа Божия, подменяли коммунистическим понятием "человек – это высокоорганизованное животное". Соответственно уст­раивалась и их внешняя жизнь. Они становились теми, че­рез кого НКВД осуществляло свою черную работу по лише­нию русского народа его духовной скрепы, его совести – Ма­тери-Церкви. Вряд ли надо искать в архивах имена этих людей, достаточно вглядеться в их действия, чтобы извлечь из событий нашего горестного прошлого уроки для будуще­го.
4 декабря 1922 года, незадолго до празднования дня Святителя Николая, состоялось общее собрание прихожан Свято-Николаевской церкви. На собрании был заслушан циркуляр НКВД от 3 ноября 1922 года, предписывающий во исполнение декрета об отделении Церкви от государства за­ключить договоры с верующими о передаче им храмов в бес­срочное пользование. В условиях послевоенной разрухи лю­ди должны были арендовать находящиеся во дворе постройки, а значит, платить за них. Фактически, они должны бы­ли оплачивать государству за жилье священника. Таким об­разом, приход противопоставлялся священнику о. Павлу (Павлу Александровичу Капустину). Несмотря на то, что люди едва сводили концы с концами, 35 человек подписали решение принять свою приходскую церковь в пользование с движимым и недвижимым имуществом. Ту церковь, которая была построена исключительно на пожертвования простого труженика и созидалась на доброхотные средства живущих на этой земле людей.
Так прихожане храма Святителя Николая вместе со всем Отечеством всходили на Русскую Голгофу. «Жизнь кончилась – настало житие» – по образному слову поэта Ни­ны Карташовой. Местные власти постоянно вмешивались в дела церковного совета, передавали "наверх" анкетные дан­ные его членов. В июне 1923 года у прихода Свято-Николаевской церкви была изъята печать. "Двадцатка ве­рующих" – актив церковной общины – обязана была выпол­нять все требования ЦАУ Крыма по содержанию храма ре­монтами, а свою деятельность осуществлять не традицион­ным для Православной Церкви чином, порядком, а на осно­ве устава, утвержденного 27 июня 1924 года. В это время верующие пытались сохранить наиболее ценные вещи для богослужебных нужд, но их попытки не увенчались успе­хом. Нашелся свой "иуда" из местных жителей, и по его до­носу 18 ноября 1927 года власти произвели конфискацию серебряной чаши, дискоса, звездицы, лжицы и других пред­метов, необходимых для священнодействия.
Через год, в декабре 1928 года, в админгоротдел Крым ЦИКа поступило сообщение, что в церкви Святителя Нико­лая в инвентарную книгу внесены – по формулировке новой власти "скрытые ценности", а для верующих – храмовые святыни – серебряная чаша (920 г), серебряный дискос (370 г), серебряная звездица (175 г) и др. Обнаруженные ценно­сти изымались в доход казны и подлежали сдаче в госфонд.
В 20-е годы безбожники закрывали в Крыму храмы один за другим. Только в Симферополе было ликвидировано около двух десятков православных церквей. Власти искали малейший повод для закрытия собраний христиан. Но Свя­то-Николаевский храм в связи с хорошей сохранностью зда­ния "хозяевам новой жизни" закрыть не удавалось. Однако возложить на приход невыносимые условия выживания им всё-таки удалось: у верующих не было денег на аренду; по причинам силового давления на людей со стороны государ­ства не находилось кандидатов на замещение должностей председателя приходского совета и церковного старосты. Жизнь храма постепенно угасала по мере заполнения сердец человеческих страхом, растерянностью перед грубым и на­глым напором большевистской власти, равнодушием к судь­бам национального духовного достояния.


Упадок духовной жизни людей многих крымских при­ходов не мог не сказаться на сохранности церковных зда­ний, многие из которых пострадали во время сильного зем­летрясения, имевшего место в Крыму в 1927 году, что было явным проявлением гнева Божия за отступление людей от веры. Эта участь выпала и на долю Свято-Николаевской церк­ви в д. Джалман; сквозные вертикальные трещины появи­лись на фасаде и главной арке портала церковного сооруже­ния. Здание стало аварийным. Районный техник, обследо­вавший Свято-Николаевскую церковь, указал на "полное расстройство каменной кладки" и трещины, которые угро­жали безопасности людей, входивших под своды храма.
В 1930 году специальная комиссия решила немедленно закрыть храм для осуществления ремонта: частичной пере­кладки стен и левого угла главного фасада, укрепления же­лезными связями (поясами) корпуса храма по периметру. Конечно, речи о том, чтобы после этого ремонта вер­нуть храм верующим, уже не было. На основании постанов­ления Президиума Крымского ЦИКа от 5 марта 1930 года приходская община церкви Святителя Николая была ликви­дирована. Закрытие храма состоялось в мае 1930 года, когда культовое имущество было передано в Госфонд НКФ Крыма. Тогда же были сняты с церкви кресты – знамение христиан – разрушен центральный купол, колокольня. Здание храма и постройки во дворе были переданы колхозу "Памятник Ле­нину" под "гуманитарные" нужды – столовую и детские яс­ли. 
Там, где прежде учили православных подданных Российской Империи относиться к ближнему с уважением и любовью, теперь подрастало поколение, которое воспитыва­лось в презрении к историческому прошлому своего собст­венного народа, когда на многочисленные сословия России, в том числе и на духовенство были одеты ярлыки классовых врагов. Сейчас, оглядываясь на то время, видишь, что со­временное нам духовенство является единственным сослови­ем, уцелевшим после революционного погрома исконного национального уклада России.
По Промыслу Божию храм снова был открыт во время Великой Отечественной войны. Общая беда сплотила людей, повернула их сердца к Богу, заставила каяться в совершен­ных грехах и молиться о своих родных, оказавшихся на фронтах, в партизанских отрядах, в Германии на принуди­тельных работах или в концлагерях. Удивительны порой бывают повороты истории и очень назидательны своими примерами. Так, поколение русских людей, которые в 1917-18 годах, нарушив присягу на вер­ность Царю и Отечеству, бросали фронт, дезертировали с войны с Германией и составили "революционные массы", своих, родившихся после гражданской войны детей и к 1941 году достигших совершеннолетия, вынуждены были отдать на войну с Германией, с которой сами "недовоевали". На Великую Отечественную войну. Но те­перь, в середине XX века, это был уже другой немец – не цивилизованный европеец, а фашист – и ему подставлять спину было нельзя. На этой войне надо было выстоять лю­бой ценой, не щадя живота. Так дети расплачивались за предательство отцами древних национальных устоев: воевать с внешним врагом до победы, полагая душу свою за други своя.

Искренним, покаянным, действительным было возвра­щение нашего народа в храмы в годы Великой Отечествен­ной войны, где бы они ни открывались – то ли в прифронто­вой полосе, то ли в тылу, то ли на оккупированной террито­рии. Церковь Святителя Николая в д. Джалман после войны не была закрыта. Прихожане поддерживали здание храма ремонтами в сносном состоянии. В июле 1951 года, когда во главе Симферопольской и Крымской епархии стоял архи­епископ Лука (Войно-Ясенецкий), в храме был произведен капитальный ремонт кровли, весь храм поштукатурили, по­красили, побелили. К сожалению, к этому времени уже был утрачен деревянный резной иконостас, существовавший от основания храма.

В начале 60-х годов был сооружен трехъя­русный иконостас из соснового дерева. Тогда же была вы­полнена художественная роспись интерьера. Сохранились архивные данные, свидетельствующие о наличии в храме, в том числе в алтаре и на иконостасе, следующих икон:
1.  Спаситель на Горнем месте;
2.  Тайная Вечеря;
3.  Спаситель в терновом венце;
4.  Моление о Чаше;
5.  Спас-Вседержитель;
6.  Святая Троица:
7.  Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня;
8.  Вход Господень в Иерусалим;
9.  Воскресение Христово;
10.  Вознесение Христово;
11.  Усекновение главы Иоанна Предтечи;
12.  Икона Божией Матери Казанская;
13.  Икона Святителя Николая;
14.  Икона Святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги.
В храме имелись запрестольный крест, крест на жертвеннике, гробница с плащаницей Спасителя и плащаница Успения Богородицы во гробике. В 50-е годы, когда вся страна восставала из руин, на­ходящиеся при церкви Святителя Николая дома были отре­монтированы, заменено кровельное покрытие на доме свя­щенника. Через несколько лет отремонтирована крыша хра­ма, произведен ремонт пола в интерьере церк­ви. Казалось бы, пусть и неярко, но все же лампада церков­ной жизни здесь теплилась. Однако в это время была по­строена троллейбусная трасса Симферополь-Ялта. Участок пути в селе Пионерском был спрямлен, храм Святителя Ни­колая теперь оказался справа от дороги, чуть в стороне. И хотя обезглавленная церковь к этому времени больше была похожа на гражданское сооружение, но крест над храмом не давал покоя атеистам всех мастей, которые разными путями и в эти годы осуществляли давление на Русскую Православ­ную Церковь.
В 1961 году власти воспользовались тем, что с декаб­ря I960 по март 1961 года в Свято-Николаевской церкви бо­гослужения по разным причинам не совершались. В апреле службы возобновились. На одной из них побывал Благочин­ный Симферопольского округа и сделал печальное заключе­ние, определившее дальнейшую судьбу храма: "Людей было очень мало на богослужении, церковный совет не работает, община не в силах содержать приход, Жизненных соков для дальнейшего существования общины никаких нет".
После закрытия храма здание Свято-Никольской церк­ви было перепрофилировано под школьные мастерские. По­том в нем разместили склад, затем клуб, где в последние го­ды устраивались дискотеки. На примере истории храма с. Пионерское наглядно видно, как завершалось искусственно созданное и насильно осуществленное коммунистическим режимом, духовное обнищание нашего народа.  Недостаток духовности привел современное нам молодое поколение уже к откровен­ному духовному одичанию, а его следствием, в свою очередь, стали неприкрытый разврат, разбой, пьянство, наркомания – то есть те пороки, которые теперь несет в себе наше больное общество.

Храм, восставший из пепла. Новая жизнь
20 лет назад, в 1991 году начался новый этап в истории храма: по ходатайству верующих здание церкви Святителя Николая местные власти выделили народу Божию. Бого­служения в Свято-Николаевской церкви возобновились по благословению епископа Симферопольского и Крымского Василия (Златолинского). К этому времени от былого вели­чия и красоты храма почти ничего не осталось: упростилась архитектура здания, утрачен арочный вход, не говоря уже о куполе, колокольне, колоколах, крестах... В настоящее время только внимательный взгляд в этом, неказистого вида зда­нии может рассмотреть архитектурные детали, напоминаю­щие о прежнем великолепии храма.
После открытия церкви в 1991 году первое богослуже­ние в нем совершил священник Георгий Павленко, незадол­го до этого рукоположенный во иерея. Он пробыл на прихо­де 3,5 года, заложив необходимые основы для возрождения церковной жизни в этом духовно опустошенном селении Крыма. За время служения о. Георгия был сооружен четы­рехъярусный иконостас.
19 декабря 1998 года в Свято-Николаевском храме с. Пионерское Божественную Литургию совершил Владыка Ла­зарь, архиепископ Симферопольский и Крымский. Ему со­служил о. Сергий Шиян. Владыка принес с собой на празд­ник частицу мощей Святителя Николая, что было великой радостью для молящихся в храме. Обращая к пастве свое слово, Крымский архипастырь в этот день сказал: "...Везде и всюду, где Святитель Николай жил и тво­рил, он являл дар Святаго Духа. Этот дар Святаго Духа, до­рогие братья и сестры, мы с вами тоже везде и всюду видим. Возьмите нашу обыденную жизнь. Прекрасный учитель в школе, хороший учитель – это тоже благодать Духа Свята­го. Прекрасный врач в больнице, который всецело отдает се­бя на служение народу, – это тоже благодать Святаго Духа. Таким даром Святаго Духа – врачеванием – обладал и наш Святитель Лука.
А возьмите, к примеру, прекрасных, хороших знатоков своего дела. Все они жили и живут даром благодати Духа Святаго. Поэтому, Христианин и ты тоже призван, ты призван жить с даром благодати Духа Святого. Будем созидать этот величайший дар. И тогда мы не будем, как кимвал бряцающий, а мы будем целостное созда­ние Божие, от которого будет исходить духовная Божествен­ная красота. Вот к этой-то Божественной красоте давайте и будем стремиться....
Пусть образ Божий – ближний наш – никогда нас не раздражает, а всегда нас настраивает на духовный лад, на духовную красоту... Пусть вера Христова нас украшает, в нас умножается. Пусть надежда крепнет в нас. И то цементирующее свойст­во, которое присуще любви, пусть соединяет нас всегда со Святителем и Чудотворцем Николаем".

В 2001 году, уже при священнике Романе Иванове, восстановлена колокольня и воздвигнут крест, которые, по­сле их возведения, подчеркнули культовую принадлежность здания и снова вернули церкви Святителя Николая значение архитектурной доминанты в этой части села. Преобразился и внутренний вид храма: настлан пол, установлены решетки на окнах, изготовлен кованный иконостас – единственный в своем роде в Крыму.





1 комментарий:

  1. That church was the first school for my father for the years of 1935-39.
    He was a greek-pontian (his parents came from Pontos-Turkey) who was born and lived in Джалман untill he left for Greece with his family .I visited Джалман in 2009 with my father, 70 years after his departure

    ОтветитьУдалить