Во славу Господа, для блага людей…
В
клировой ведомости за 1896 г .,
хранящейся в Крымском Государственном архиве имеется следующая запись:
«Церковь-школа построена в 1895 году тщанием Симферопольского мещанина Иоанна
Петрова во ознаменование бракосочетания Благочестивейшего Государя Императора Николая
Александровича со Благочестивейшей Государыней Императрицею Александрою Феодоровною».
Помимо храма Иван Петров
построил школу (ныне в ней расположено почтовое отделение с. Пионерское) и
больницу (старые строения больницы расположены за зданием сельской
стоматологии). Постройка Свято-Никольской церкви началась в 1894 году. Иван
Петров строил храм на своей земле, по соседству с собственным домом, который сохранился
и до наших дней. Живут в селе Пионерское и сейчас потомки этого замечательного человека-мецената.
Хозяйка имения «Джалман»
графиня Анна Федоровна Монжене в 1896 году подарила храму усадебный участок 209
саженей. А князь Николай Сергеевич
Долгорукий (хозяин соседнего имения Эски-Сарай) в том же году пожертвовал
десятину 408 саженей земли. Храм был сделан в византийском стиле,
крестообразный в плане, с небольшим куполом, с жестяной крышей и каменной
колокольней высотой 25 аршин. Преосвященный Мартиниан, епископ Таврический и
Симферопольский 14 ноября 1895 года освятил храм во имя Николая Чудотворца и во
ознаменование бракосочетания императора Николая Александровича с императрицей
Александрой Федоровной.
Год спустя в ограде храма
был похоронен жертвователь Иван Петров, его могила сохранилась до наших дней.
На могильной плите, которая сохранилась до наших дней и находиться у южной
стены храма, сделана надпись: «Здесь
покоится прах строителя церкви и школы
Симферопольского мещанина Ивана Петровича Петрова, скончавшегося на 56 году
жизни в 1896 году 5 апреля».
Могила строителя храма Ивана Петрова |
Прихожанами храма стали жители близлежащих сел
Ангары, Аян, Буры, Буки, Вейрата, Мамут-Султана, Кильбуруна, Эски-сарая - всего
26 сел, жители которых прежде были прихожанами Петро-Павловского собора
крымской столицы. Из Петро-Павловского же собора был переведен в Джалман и
первый священник Свято-Николаевской церкви иерей Алексей Богданов. В начале ХХ
века в школе, построенной на средства Ивана Петрова, обучалось 45 детей, а
прихожан у храма было 2600 человек. В 1903 году к храму была пристроена
колокольня с пятью колоколами весом 15 пудов 30 фунтов , 6 пудов 5 фунтов , 1 пуд 30 фунтов , 31 фунт и 22 фунта . Автором церкви и колокольни мог выступить
епархиальный архитектор Х. К. Васильев.
Примечательным
является тот факт, что Джалманский Свято-Николаевский храм создавался как
церковь-школа. Училищное здание было сооружено раньше храмового, но после
освящения церкви в 1895 году занятия проходили в церковном здании, так как помещение
самой школы вынуждена была занять семья священника из-за отсутствия отдельного
дома для причта. Год спустя князь Н.С. Долгорукий выделил участок своей земли
под новое здание школы, а в 1898 году на средства князя было построено новое
удобное здание, в котором церковно-приходская школа и просуществовала до
революции.
В
Джалманской школе при церкви обучалось от 40 до 90 мальчиков и девочек (число
учеников из года в год менялось). Попечителями школы состояли сначала запасной
поручик Василий Андреевич Шлейфер, а затем потомственный дворянин
Георгий Васильевич Попов – крупный помещик, владелец поместья в д. Тавель.
В
1897 г .
при Джалманской церковно-приходской школе была открыта школа грамоты. В ней
обучалось в первом учебном году 25 мальчиков и 16 девочек. К Джалманской
Николаевской школе были приписаны также школа в деревне Вейрат – имении
помещика Александра Кесслера, им выстроенная и содержавшаяся на его средства;
школа в деревне Ангара – в имении Н.Н. Гротен, выстроенная на средства помещика,
но содержавшаяся за счет земства; открытая в 1905 г . Ольгинская школа в
деревне Шумхай, построенная землевладельцем Г.В. Поповым.
Первый настоятель храма. Расцвет обители
Именно эта задача – первоначального образования и
воспитания детей в южном районе Симферопольского уезда – и определила выбор
первого священника для
Свято-Николаевской церкви-школы д. Джалман. Им стал иерей Алексей
Богданов. Приведем те сведения, которые он сам изложил о себе в Клировой
ведомости за 1909 год, сообщая свой послужной список в Таврическую Духовную
Консисторию: "Священник Алексей Павлов Богданов родился в заштатном
городе Старом Крыму Феодосийского уезда 1 марта 1851 года в семье колониста
(болгарина). Получил домашнее образование".
Через
три года в звании псаломщика Алексей Богданов был приписан к
Александро-Невекому молитвенному дому уезда. В октябре 1872 года он был
перемещен в Константино-Еленовский молитвенный дом Феодосийского уезда, а через
четыре года назначен в Симферопольскую Преображенскую церковь. В это время он
уже был женат на Доминикии Андреевне и имел сына Павла (родился в 1872 году),
который со временем окончит Варшавский Ветеринарный институт и будет работать
врачом в Феодосийском уезде.
С
августа 1877 года двадцатишестилетний псаломщик подвизался на трудах в
Успенской церкви родного города Старый Крым. Именно здесь он и был рукоположен
во диакона 14 июня 1881 года. 16 августа 1882 года епископ Таврический и
Симферопольский Гермоген переместил диакона Алексея на "псаломщицкую
вакансию к Симферопольской Петро-Павловской церкви". Через три года
"по прошению причта Симферопольской Петро-Павловской церкви, указом Таврической
Духовной Консистории за № 4252 определен штатным диаконом к Петро-Павловской г.
Симферополя церкви".
3 декабря 1895 года епископ Таврический
и Симферопольский Мартиниан рукоположил диакона Алексея Богданова во
священники с назначением его в Свято-Николаевскую церковь д. Джалман. В это
время ему уже было 44 года, он имел богатый опыт не только церковной жизни,
но и педагогической работы. Почти десять лет, начиная с 1886 года,
диакон Алексей был законоучителем при церковно-приходских школах Петро-Павловского собора.
По представлению епархиального начальства и определением
Святейшего Синода за особое усердие в преподавании Закона Божия "награжден
книгой "БИБЛИЯ» от Святейшего Синода выдаваемую" 31 августа 1892
года. В следующем году за усердное преподавание был поощрен денежным
вознаграждением в размере 45 рублей.
С
января 1896 года о. Алексей
Богданов состоял заведующим и законоучителем Джалман-Кильбурунской церковно-приходской
школы. На следующий учебный год был утвержден также в должности законоучителя Вейратского
сельского училища. В 1899 году о.
Алексей назначается членом Симферопольского уездного
отделения Таврического Епархиального Училищного Совета. С 1900 года, преподает
Закон Божий и в земской школе д. Ангара – имении Н.Н. Гротен.
Помощниками священника
Алексея Богданова были люди, сведения о которых также можно найти в Крымском
Государственном архиве. Вспомним и о них. Сын симферопольского мещанина из
третьего класса Симферопольского духовного училища Владимир Николаевич Спиридонов,
был принят в духовное звание и состоял церковником при Симферопольском
Александро-Невском кафедральном соборе. С октября 1896 года был переведен в
Свято-Николаевскую церковь исполняющим обязанности псаломщика. В это время
Владимиру Спиридонову было 18 лет. В 1900 году епископом Таврическим и
Симферопольским Николаем он был утвержден псаломщиком Свято-Николаевской
церкви. Три года (с 1896 по 1899) был учителем школы Грамоты при
Джалман-Кильбурунской церковноприходской школе, а с 1 сентября 1899 года
утвержден вторым учителем церковно-приходской школы. В Джалманском приходе он
приобретал опыт и церковный, и преподавательский. Владимира Спиридонова сменил
Порфирий Евстафьевич Ковалев. Он родился в Днепропетровском уезде в крестьянской
семье. Окончил курс в Перекопском трехклассном училище в 1906 году. Некоторое
время исполнял обязанности учителя Богайской церковно-приходской школы Евпаторийского
уезда. В январе 1908 года Порфирий Ковалев держал экзамены в Перекопском
училище на звание учителя народных училищ и получил свидетельство, после чего и
назначен псаломщиком в Джалман и являлся вторым учителем, церковно-приходской
школы.
В 1896 году здесь
учительствовал бывший псаломщик Полтавской епархии Александр Кузема. В 1898
году состоял при школе учителем
сын священника Петр Семенович Зыков, окончивший курс Могилевской Духовной
Семинарии. Не один год трудилась в Джалмане
на поприще воспитания детей выпускница Таврического Женского Епархиального
училища, дочь священника, Екатерина Михайловна Маркова. С 1909 года в Джалманской школе преподавала "имеющая
свидетельство на звание учительницы Олимпиада Михайловна Петрова". В
Ольгинской церковно-приходской школе трудилась "окончившая курс Одесского
епархиального Духовного училища, дочь священника Анна Николаевна Жежеленко".
В течение многих лет, начиная с мая 1896 года, церковным старостой состоял при
Свято-Николаевской церкви симферопольский мещанин Стефан Корнильевич Бурый.
Джалманский приход
выписывал такие периодические издания, как "Таврический Епархиальный
Вестник", "Русский Паломник", "Церковные ведомости",
"Руководство для сельских пастырей", "Миссионерское
обозрение". Простым был почтовый адрес причта – Таврической губернии,
Симферопольского уезда, станция Мамут-Султан.
В начале XX века
к церкви святителя Николая были приписаны 1331 человек мужского пола и 1327 женского. Из них: духовных лиц – 5, дворян – 32,
мещан – 1807, крестьян – 814, всего более 2600 человек. А в 1896 году
на порядок ниже: 1820 человек. Именно в том, 1896 году, Благочинный
Симферопольского округа священник Феодор Сукованченко в "Отчете о
состоянии Благочиния... за II-е
полугодие 1896 года» сообщает о необходимости назначения казенного жалования
духовенству Свято-Николаевской церкви селения Джалман-Кильбурун. Уже с 1 января
1897 года причту "было назначено жалование от казны, священнику – 300
рублей, а псаломщику – 100 рублей». В Крымском архиве хранится рапорт причта
Джалман-Кильбурунской церкви в Таврическую Духовную Консисторию, датированный
1903 годом, текст которого небезынтересно привести полностью: "Долг имеем
почтительно донести Таврической Духовной Консистории, что следуемое причту
Джалман-Кильбурунской Свято-Николаевской церкви за I-е полугодие сего 1903 года казенное
жалованье в количестве сто девяносто шесть рублей из Таврического губернского
Казначейства причтом получено сполна, а именно: Священник Алексей Богданов – 147 р., псаломщик Владимир Спиридонов – 49
р., а всего 196 р.».
Священник Алексей
Богданов в связи с увеличением притока прихожан в начале XX века подъял
труды по расширению храма и сооружению новой колокольни. По его ходатайству 13
июня 1902 года Таврическая Духовная Консистория выслала проект и смету в адрес
строительного отделения Таврического Губернского Управления на постройку
колокольни при Свято-Николаевской церкви с. Джалман-Кильбурун Симферопольского
уезда. Уже через пять дней проект инженером Ивановым был не только рассмотрен,
признан составленным правильно, но и утвержден. Каменную двухъярусную
колокольню, расширившую площадь храма, освидетельствовал губернский архитектор В.А.
Геккер и заключил, что "новая колокольня построена прочно и хорошо, из
материалов надлежащего качества и размеров, согласно проекта на
постройку". При осмотре выстроенной колокольни 7 июня 1903 года
присутствовал, как и полагалось, священник Алексей Богданов.
В конце того же 1903 года
при многолюдном присутствии прихожан, и гостей колокольня была освящена. На новой
звоннице разместилось 5 колоколов: 6 пудов 5 фунтов , 5 пудов 80 фунтов , 1 пуд 30 фунтов , 31 фунт и 22 фунта . Теперь церковь
Святителя Николая стала архитектурной доминантой над окружающей застройкой,
хорошо просматриваясь со многих точек обзора. Высота колокольни достигала почти
18 метров
(17,78), а высота внутри храма в это время достигала 5 аршин. Площадь церкви
составляла 90 кв. сажен, площадь двора – 100 кв. сажен. Каменный дом для причта
состоял из четырёх жилых комнат общей площадью 72 кв. сажен. Было и подсобное
помещение – сарай – 10 кв. сажен. Приходу Свято-Николаевской церкви принадлежали
8/4 десятин дарственной земли с домом и кузницей.
Доска, найденная при ремонте пола храма, заложенная строителями в 1902 году. |
В
те годы прихожанин, являясь в Свято-Никольский храм на богослужения, через
арочный вход сначала попадал в притвор длиною 4 м 20 см , над которым
возвышалась двухъярусная колокольня, а потом проходил в молельный зал, длина
которого составляла 10 м
80 см и
ширина 7 м
90 см .
Алтарь размещался в трехгранной апсиде и был отделен от среднего храма
одноярусным иконостасом. Сохранилась архивная регистрационная учетная карточка
за 1923 год, которая содержит описание Свято-Николаевской церкви в деревне
Джалман-Кильбурун: "Храм каменный, выстроен в 1895 году, имеет крестообразный
вид, жестяную крышу, здание прочное. К храму пристроена каменная
колокольня 25 аршин с маленьким куполом".
Строительный
опыт о. Алексея Богданова при сооружении колокольни пригодился и в других,
местах: в сентябре 1904 года он был назначен членом Строительной комиссии по
постройке больницы Симферопольского духовного училища. За труды по постройке
больницы указом Таврической Консистории ему была объявлена благодарность. Отец
Алексей имел традиционные священнические награды, но кроме них и серебряные
медали – «на Александро-Невской ленте за службу в царствовании Императора
Александра III и в
ознаменование двадцати пяти лет церковных школ на двойной – Владимирской и
Александровской ленте».
В жерновах кровавого лихолетья
После революции и Гражданской войны Джалманская церковь
Святителя Николая разделила участь тысяч православных храмов Святой Руси,
подвергшихся разграблению большевистскими безбожниками. Подробно занесены в
документы, хранящиеся в архивах, факты грабежа и разорения Свято-Николаевского
храма в годы Советской власти, совершенные людьми, обслуживающими ее вандальные
дела. Так, 22 мая 1922 года, когда приход храма Святителя Николая в очередной
раз собрался отпраздновать свой престольный праздник, Центральная комиссия по
изъятию церковных ценностей совершила откровенное надругательство над религиозными
чувствами верующих. В этот день были конфискованы богослужебные святыни Джалманской
церкви: из серебра 84 пробы – два настольных креста, обложки с малого
Евангелия и большого Евангелий, четыре ризы с малых икон, два кадила, две чаши,
два ковшика, две тарелочки, лжица, звездица, дискос, купель.
С древнейших времен сложилась в Православной Церкви
традиция все лучшее посвящать и отдавать Богу. Через Херсонес Таврический эта
традиция из Византии пришла на Русь, была усвоена всеми русичами от пахаря до
самодержца и созидала благолепие наших храмов и монастырей. Через драгоценно
украшенные богослужебные предметы, золотое шитье священнических облачений,
высокохудожественную иконопись, вызолоченную резьбу иконостасов, киотов,
церковной мебели выражалось народное чувство любви к своему Богу – Господу
нашему Иисусу Христу. Русский народ, всегда имевший в своей душе развитое
эстетическое чувство, со свойственной ему щедростью заботился о благоукрашении
богослужений. Святая Русь строилась на принципе, пришедшем к нам из глубины
веков: то, что посвящено Богу, не может принадлежать человеку.
Но нашествие святотатцев-богоненавистников
на нашу землю, глумливо вытравлявших из нашего народа благоговение перед
святыми устоями, цинично попиравших наши национальные святыни, к несчастью,
дало всходы, расплодив и в среде русского народа предателей обычаев родной
старины, обычаев отцов и дедов. Джалманский приход поредел. Новые идеи
материального "процветания" отвлекали от церковной жизни молодежь.
Находилось все больше людей, которые извечное церковное понимание человека, как
образа Божия, подменяли коммунистическим понятием "человек – это
высокоорганизованное животное". Соответственно устраивалась и их внешняя
жизнь. Они становились теми, через кого НКВД осуществляло свою черную работу
по лишению русского народа его духовной скрепы, его совести – Матери-Церкви.
Вряд ли надо искать в архивах имена этих людей, достаточно вглядеться в их
действия, чтобы извлечь из событий нашего горестного прошлого уроки для будущего.
4 декабря 1922 года, незадолго до празднования дня
Святителя Николая, состоялось общее собрание прихожан Свято-Николаевской
церкви. На собрании был заслушан циркуляр НКВД от 3 ноября 1922 года,
предписывающий во исполнение декрета об отделении Церкви от государства заключить
договоры с верующими о передаче им храмов в бессрочное пользование. В условиях
послевоенной разрухи люди должны были арендовать находящиеся во дворе
постройки, а значит, платить за них. Фактически, они должны были оплачивать
государству за жилье священника. Таким образом, приход противопоставлялся
священнику о. Павлу (Павлу Александровичу Капустину). Несмотря на то, что люди
едва сводили концы с концами, 35 человек подписали решение принять свою
приходскую церковь в пользование с движимым и недвижимым имуществом. Ту
церковь, которая была построена исключительно на пожертвования простого труженика
и созидалась на доброхотные средства живущих на этой земле людей.
Так
прихожане храма Святителя Николая вместе со всем Отечеством всходили на Русскую
Голгофу. «Жизнь кончилась – настало житие» – по образному слову поэта Нины
Карташовой. Местные власти постоянно вмешивались в дела церковного совета,
передавали "наверх" анкетные данные его членов. В июне 1923 года у
прихода Свято-Николаевской церкви была изъята печать. "Двадцатка верующих"
– актив церковной общины – обязана была выполнять все требования ЦАУ Крыма по
содержанию храма ремонтами, а свою деятельность осуществлять не традиционным
для Православной Церкви чином, порядком, а на основе устава, утвержденного 27
июня 1924 года. В это время верующие пытались сохранить наиболее ценные вещи
для богослужебных нужд, но их попытки не увенчались успехом. Нашелся свой
"иуда" из местных жителей, и по его доносу 18 ноября 1927 года
власти произвели конфискацию серебряной чаши, дискоса, звездицы, лжицы и других
предметов, необходимых для священнодействия.
Через год, в декабре 1928 года, в админгоротдел Крым ЦИКа
поступило сообщение, что в церкви Святителя Николая в инвентарную книгу
внесены – по формулировке новой власти "скрытые ценности", а для
верующих – храмовые святыни – серебряная чаша (920 г ), серебряный дискос (370 г ), серебряная звездица (175 г ) и др. Обнаруженные
ценности изымались в доход казны и подлежали сдаче в госфонд.
В
20-е годы безбожники закрывали в Крыму храмы один за другим. Только в
Симферополе было ликвидировано около двух десятков православных церквей. Власти
искали малейший повод для закрытия собраний христиан. Но Свято-Николаевский
храм в связи с хорошей сохранностью здания "хозяевам новой жизни"
закрыть не удавалось. Однако возложить на приход невыносимые условия выживания
им всё-таки удалось: у верующих не было денег на аренду; по причинам силового
давления на людей со стороны государства не находилось кандидатов на замещение
должностей председателя приходского совета и церковного старосты. Жизнь храма
постепенно угасала по мере заполнения сердец человеческих страхом,
растерянностью перед грубым и наглым напором большевистской власти,
равнодушием к судьбам национального духовного достояния.
Упадок духовной жизни людей многих крымских приходов не мог не сказаться на сохранности церковных зданий, многие из которых пострадали во время сильного землетрясения, имевшего место в Крыму в 1927 году, что было явным проявлением гнева Божия за отступление людей от веры. Эта участь выпала и на долю Свято-Николаевской церкви в д. Джалман; сквозные вертикальные трещины появились на фасаде и главной арке портала церковного сооружения. Здание стало аварийным. Районный техник, обследовавший Свято-Николаевскую церковь, указал на "полное расстройство каменной кладки" и трещины, которые угрожали безопасности людей, входивших под своды храма.
В
1930 году специальная комиссия решила немедленно закрыть храм для осуществления
ремонта: частичной перекладки стен и левого угла главного фасада, укрепления
железными связями (поясами) корпуса храма по периметру. Конечно, речи о том,
чтобы после этого ремонта вернуть храм верующим, уже не было. На основании
постановления Президиума Крымского ЦИКа от 5 марта 1930 года приходская община
церкви Святителя Николая была ликвидирована. Закрытие храма состоялось в мае
1930 года, когда культовое имущество было передано в Госфонд НКФ Крыма. Тогда
же были сняты с церкви кресты – знамение христиан – разрушен центральный
купол, колокольня. Здание храма и постройки во дворе были переданы колхозу "Памятник
Ленину" под "гуманитарные" нужды – столовую и детские ясли.
Там, где прежде учили
православных подданных Российской Империи относиться к ближнему с уважением и
любовью, теперь подрастало поколение, которое
воспитывалось в презрении к историческому прошлому своего собственного
народа, когда на многочисленные сословия России, в том числе и на духовенство
были одеты ярлыки классовых врагов. Сейчас, оглядываясь на то время, видишь,
что современное нам духовенство является единственным сословием, уцелевшим
после революционного погрома исконного национального уклада России.
По
Промыслу Божию храм снова был открыт во время Великой Отечественной войны.
Общая беда сплотила людей, повернула их сердца к Богу, заставила каяться в
совершенных грехах и молиться о своих родных, оказавшихся на фронтах, в
партизанских отрядах, в Германии на принудительных работах или в концлагерях. Удивительны
порой бывают повороты истории и очень назидательны своими примерами. Так,
поколение русских людей, которые в 1917-18 годах, нарушив присягу на верность
Царю и Отечеству, бросали фронт, дезертировали с войны с Германией и составили
"революционные массы", своих, родившихся после гражданской войны
детей и к 1941 году достигших совершеннолетия, вынуждены были отдать на войну с
Германией, с которой сами "недовоевали". На Великую Отечественную
войну. Но теперь, в середине XX века, это был уже другой немец – не цивилизованный
европеец, а фашист – и ему подставлять спину было нельзя. На этой войне надо
было выстоять любой ценой, не щадя живота. Так дети расплачивались за
предательство отцами древних национальных устоев: воевать с внешним врагом до
победы, полагая душу свою за други своя.
Искренним, покаянным, действительным было возвращение нашего народа в храмы в годы Великой Отечественной войны, где бы они ни открывались – то ли в прифронтовой полосе, то ли в тылу, то ли на оккупированной территории. Церковь Святителя Николая в д. Джалман после войны не была закрыта. Прихожане поддерживали здание храма ремонтами в сносном состоянии. В июле 1951 года, когда во главе Симферопольской и Крымской епархии стоял архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), в храме был произведен капитальный ремонт кровли, весь храм поштукатурили, покрасили, побелили. К сожалению, к этому времени уже был утрачен деревянный резной иконостас, существовавший от основания храма.
В начале 60-х годов был сооружен трехъярусный иконостас из соснового дерева. Тогда же была выполнена художественная роспись интерьера. Сохранились архивные данные, свидетельствующие о наличии в храме, в том числе в алтаре и на иконостасе, следующих икон:
В начале 60-х годов был сооружен трехъярусный иконостас из соснового дерева. Тогда же была выполнена художественная роспись интерьера. Сохранились архивные данные, свидетельствующие о наличии в храме, в том числе в алтаре и на иконостасе, следующих икон:
1. Спаситель на Горнем месте;
2. Тайная Вечеря;
3. Спаситель в терновом венце;
4. Моление о Чаше;
5. Спас-Вседержитель;
6. Святая Троица:
7. Воздвижение Честного и Животворящего Креста
Господня;
8. Вход Господень в Иерусалим;
9. Воскресение Христово;
10. Вознесение Христово;
11. Усекновение главы Иоанна Предтечи;
12. Икона Божией Матери Казанская;
13. Икона Святителя Николая;
14. Икона Святых равноапостольных князя Владимира
и княгини Ольги.
В
храме имелись запрестольный крест, крест на жертвеннике, гробница с плащаницей
Спасителя и плащаница Успения Богородицы во гробике. В 50-е годы, когда вся
страна восставала из руин, находящиеся при церкви Святителя Николая дома были
отремонтированы, заменено кровельное покрытие на доме священника. Через
несколько лет отремонтирована крыша храма, произведен ремонт пола в интерьере
церкви. Казалось бы, пусть и неярко, но все же лампада церковной жизни здесь
теплилась. Однако в это время была построена троллейбусная трасса
Симферополь-Ялта. Участок пути в селе Пионерском был спрямлен, храм Святителя
Николая теперь оказался справа от дороги, чуть в стороне. И хотя
обезглавленная церковь к этому времени больше была похожа на гражданское
сооружение, но крест над храмом не давал покоя атеистам всех мастей, которые
разными путями и в эти годы осуществляли давление на Русскую Православную
Церковь.
В
1961 году власти воспользовались тем, что с декабря I960 по март 1961 года в
Свято-Николаевской церкви богослужения по разным причинам не совершались. В
апреле службы возобновились. На одной из них побывал Благочинный
Симферопольского округа и сделал печальное заключение, определившее дальнейшую
судьбу храма: "Людей было очень мало на богослужении, церковный совет не
работает, община не в силах содержать приход, Жизненных соков для дальнейшего
существования общины никаких нет".
После закрытия храма здание Свято-Никольской церкви было
перепрофилировано под школьные мастерские. Потом в нем разместили склад, затем
клуб, где в последние годы устраивались дискотеки. На примере истории храма с.
Пионерское наглядно видно, как завершалось искусственно созданное и насильно
осуществленное коммунистическим режимом, духовное обнищание нашего народа. Недостаток духовности привел современное нам
молодое поколение уже к откровенному духовному одичанию, а его следствием, в
свою очередь, стали неприкрытый разврат, разбой, пьянство, наркомания – то есть
те пороки, которые теперь несет в себе наше больное общество.
20
лет назад, в 1991 году начался новый этап в истории храма: по ходатайству
верующих здание церкви Святителя Николая местные власти выделили народу Божию.
Богослужения в Свято-Николаевской церкви возобновились по благословению
епископа Симферопольского и Крымского Василия (Златолинского). К этому времени
от былого величия и красоты храма почти ничего не осталось: упростилась
архитектура здания, утрачен арочный вход, не говоря уже о куполе, колокольне,
колоколах, крестах... В настоящее время только внимательный взгляд в этом,
неказистого вида здании может рассмотреть архитектурные детали, напоминающие
о прежнем великолепии храма.
После
открытия церкви в 1991 году первое богослужение в нем совершил священник
Георгий Павленко, незадолго до этого рукоположенный во иерея. Он пробыл на
приходе 3,5 года, заложив необходимые основы для возрождения церковной жизни в
этом духовно опустошенном селении Крыма. За время служения о. Георгия был
сооружен четырехъярусный иконостас.
19
декабря 1998 года в Свято-Николаевском храме с. Пионерское Божественную Литургию
совершил Владыка Лазарь, архиепископ Симферопольский и Крымский. Ему сослужил
о. Сергий
Шиян. Владыка принес с собой на праздник частицу мощей Святителя Николая, что
было великой радостью для молящихся в храме. Обращая к пастве свое слово,
Крымский архипастырь в этот день сказал: "...Везде и всюду, где Святитель
Николай жил и творил, он являл дар Святаго Духа. Этот дар Святаго Духа, дорогие
братья и сестры, мы с вами тоже везде и всюду видим. Возьмите нашу обыденную
жизнь. Прекрасный учитель в школе, хороший учитель – это тоже благодать Духа
Святаго. Прекрасный врач в больнице, который всецело отдает себя на служение
народу, – это тоже благодать Святаго Духа. Таким даром Святаго Духа –
врачеванием – обладал и наш Святитель Лука.
А
возьмите, к примеру, прекрасных, хороших знатоков своего дела. Все они жили и
живут даром благодати Духа Святаго. Поэтому, Христианин и ты тоже призван, ты
призван жить с даром благодати Духа Святого. Будем созидать этот величайший
дар. И тогда мы не будем, как кимвал бряцающий, а мы будем целостное создание Божие,
от которого будет исходить духовная Божественная красота. Вот к этой-то
Божественной красоте давайте и будем стремиться....
Пусть
образ Божий – ближний наш – никогда нас не раздражает, а всегда нас настраивает
на духовный лад, на духовную красоту... Пусть вера Христова нас украшает, в нас
умножается. Пусть надежда крепнет в нас. И то цементирующее свойство, которое
присуще любви, пусть соединяет нас всегда со Святителем и Чудотворцем
Николаем".
В
2001 году, уже при священнике Романе Иванове, восстановлена колокольня и
воздвигнут крест, которые, после их возведения, подчеркнули культовую
принадлежность здания и снова вернули церкви Святителя Николая значение
архитектурной доминанты в этой части села. Преобразился и внутренний вид храма:
настлан пол, установлены решетки на окнах, изготовлен кованный иконостас –
единственный в своем роде в Крыму.
That church was the first school for my father for the years of 1935-39.
ОтветитьУдалитьHe was a greek-pontian (his parents came from Pontos-Turkey) who was born and lived in Джалман untill he left for Greece with his family .I visited Джалман in 2009 with my father, 70 years after his departure